предыдущая страница >>>

1 января

С Новым Годом!

Хочется, чтобы этот год был удачным для всех нас, здоровья, счастья, и смеха побольше. Не устаю оценивать местное население, оно смеется непрерывно.

Subject: посылка

Забежал в Анкор инн, офис опять закрыт. Тогда я зашел на почту, она здесь одна и посреди деревни, думаю, наверно, еще здесь. Мне выдали бумажку, что посылка здесь и выдается через кастомс. Погулял немного, купил бусы да парео для своих женщин, пока у кастомс кончится обед. Получил, очень парень был счаслив, что у меня паспорт с собой. Пока нес на лодку, все соображал, каких же кирпичей ты туда положил. Открываю... Теперь мы сможем не работать! Ты обеспечил нас едой на месяц. А таких батончиков, я никогда и не пробовал, замечательная штука.

Дождь идет целый день, завтра-послезавтра будем устанавливать на мачту. Лодка у нас еще в новогодней одежке, хотел сегодня устроить фотосессию, так погоды нет.

Завтра подаем документы, сейчас заполняем формы, надеюсь, что долго волынить не будут и в феврале будем в НЗ.

3 января

Subject: Вануатские сказки

Привет-привет!!
Я сгреб сюда все, что мог, если у кого будут повторы, не обессудьте, это в связи с измененным состоянием сознания и от лени (наверное, от местных заразился, вон они, неподалеку лежат в тенечке на стройке).

Новый год встретили очень интересно. Больше двухсот человек, благотворительный вечер у предводителя местных китайцев. Познакомили нас с местными официалами, очень много интересного для себя увидел на этой вечеринке. Грубо говоря, на таких раутах я еще не бывал, мы сидели вокруг бассейна, общались и веселились. Была мощная культурная программа, заметную часть которой составляли мы. Пару раз подходил хозяин - местный предводитель, и занимал нас разговором. Я думаю, это элемент обязательной программы, гости не должны чувствовать себя брошенными. Китайцы пришли полными семьями, включая грудных младенцев. Дети орали, собаки, рядом в вольере, гавчили, создавая неподражаемый звуковой фон.

В 12 часов вся столица громыхала в фейерверках. До утра счастливая молодежь носилась по городу в открытых машинах, поливала прохожих водой, и сигналила в пневматические дудки.

Если все прочие приглашенные филиппинцы и тонга(нийцы?) исполняли по одному номеру, мы вчетвером, как и было оговорено, забабахали четыре песни - "Полгода плохая погода", "Подмосковные вечера" - это где "Что ж ты милая, смотришь искоса...", "Санта-Лючия", "33 коровы". Не знаю, как народ, который нас слушал, а мы повеселились от души. (Потом подходили спрашивали, на каком языке вы пели? Раша? Большая холодная страна, очень далеко, наверное долго шли...Как будет по-русски - хэппи нью е? S novym godom! Oooo!)

Может пора устроить гастроли по архипелагу?

Как это принято на благотворительных вечерах, сначала разносили "софтдринк", среди которого изредка проскакивали стаканчики красного и белого вина. И тарелочки с печенюшками, из которых нужно было брать, сколько тебе надо. Поскольку мы не привыкли полагаться на случай, то попросили девушку-официантку, чтобы несла сразу бутылку (принесла, как миленькая), а печенюшки мы забрали вместе с тарелочками.

Жара, красное вино, пели, в общем, по-русски, как обычно. Мы ревели, как раненые медведи. Потом увидели, не одни мы такие крутые, соседи-китайцы поступили точно также с бутылкой вина, хотя может быть и подсмотрели у нас. В разгар веселья был еще шведский стол китайской еды (много и вкусной), женщин и детей пропускали вперед, к 12 часам мы пошли, добыли себе еще бутылочку красного вина... В бассейне правда, не купались, до этого не дошло. Танцевали вокруг него странный танец "айленд айлюлю", взявшись друг за друга, как когда-то "Летку-еньку". Сотня человек отплясывала эту "айлюлю" с полчаса после наступления нового года, это был полный глюк. Теперь наши китайские друзья говорят, что мы уже знакомы два года - 2007 и 2008. Так то.

После ходили гулять, пьяных, агрессивных и обкуренных, кстати, мы и не видели. И целоваться никто не лез, как ни странно. Лев с Ириной гуляли до утра, говорят, есть настораживающий момент. После часа ночи местные заведения закрываются, потом открываются опять,.. но только для местных - локалс онли. Где развлекаются исключительно местные меланезийцы. Расизм в чистом виде, в результате которого, как я понимаю, белые уже активно разбегаются из Африки.

Полный и всеобщий хэппи нью е. Когда они работают, и работают ли вообще, пока неясно. Как сентиментально сказал Сан - очень маленькая нетронутая деревня среди огромного мира... Я ему добавил - деревня в теплом месте, потому что среди снегов таких деревень сколько хочешь, в России например.

На следующий день сходили в море с китайцами, прошлись под парусами, поныряли на рифе у острова Меле, в общем, весь день отдыхали. Тема отдельная и неисчерпаемая, как атом. Они весь день неугомонно перемещались по всей лодке и фотографировались - от бушприта до штурвала. Внутри сфотали все, включая унитаз. Ну, говорят, мы в первый раз на яхте, хотим все запомнить. Хотят еще сходить, говорят никогда раньше не пробовали, местный чартер очень дорог, 50 долларов с чела за двухчасовой вечерний променад по бухте на заходе солнца с дозой выпивки (пара дринков). 20 метровая шхуна чапает под мотором и декоративными парусами красного цвета, с десятью-двадцатью клиентами под тентом. Только для приезжих отдыхающих, но ежедневно...

Цены здесь совершенно жлобские. Съездили на водопады, красивое место, ничего не скажешь, сброс метров тридцать-сорок, потом каскад водопадов, вода белая - сильно минерализованная, но прохладная, комфортно купаешься, если найдешь место среди экскурсантов. (Кстати, огромные пассажирские пароходы типа "Принцесс" заходят сюда ежедневно с начала года, какое-то столпотворение.) Цена - 1500 вату (15 долларов) за вход.

Если бы мы не ехали туда час на великах, ни в жисть бы не заплатил. Зато получили экспириенс(опыт) по плодам по-по, которые купили по дороге обратно. Нечто среднее между дыней и морковкой, спелая, видимо ближе к дыне, и, наоборот. Наверное, очень полезная, и дешевая! 7 рублей за одну попу, в придорожной торговле.

Третьего числа с утра сходили в посольство Новой Зеландии. Здесь оно называется Хай Комишшен. Отдали заполненные формы и паспорта, заплатили денег (по 80 долларов с носа). Сделали еще письмо с просьбой ускорить процесс, добавили еще кучу бюрократических бумаг вплоть до плана перехода, утвержденного нашей федерацией парусного спорта. Они посчитали наши деньги ( чтобы удостовериться в платежеспособности) записали суммы на заявлениях, забрали паспорта, сказали - Окей! Ждите неделю или две, мы вам позвоним, если что-то понадобится.

По вечерам изучаю руководство - "как белому человеку остаться в живых в тропиках". Двенадцать пунктов, звонких, как гвозди в крышку гроба. Очень интересно и познавательно. Тут даже улитки стреляют парализующими дротиками, а как беснуется стафилококк...

5 января

Как там, у даосов.." Истинный воин делает вид, что все в порядке, даже если это не так. У него такая игра..."

Сегодня долго пытался уйти с лодки, съездить на черепаховый берег, или еще куда, постоянно что-то держало. В конце-концов, сижу внутри, занимаюсь мелким ремонтом, (пропал контакт в зарядном устройстве для пальчиковых аккумуляторов, сделал, кстати), слышу.. "Живой кто есть?".

Наши! Вылезаю, кричу, есть! есть! давай подходи!

Желтая судовая разъездная шлюпка, на ней двое - Сергей, старпом только что подошедшего здоровенного контейнеровоза, русский с Алтая, живущий в Финляндии. Как смеялся второй - поляк Роберт, то ли русский финн, то ли финский рус. Встреча была душевной, мы показали им лодку, меня в ответ свозили на пароход, налили пару канистр дизтоплива, подарили ящик пива. Судно новое, китайской постройки, как сказал Роберт - starcraft. Просто потрясно, как быстро движется прогресс, ведь я помню времена пароходов...

Мы обменялись телефонами, сделали фото возле трехсоткилограммового марлина, только что вытащенного на берег рыбаками, договорились встретиться в Новой Зеландии. Через пару часов контейнеровоз ушел, оставив в воздухе легкий запах солярки, а у меня четкое ощущение, что несмотря ни на что, мы - русские, славяне, моряки (нужное подчеркнуть) - нигде не пропадем. Есть у нас общее, что притягивает и объединяет. Парни искали нас, увидев объяву возле ресторана "...Русская шхуна возьмет в экипаж до Новой Зеландии...", мы только вчера повесили. И нашли, по здоровенному российскому флагу на корме.

Вот такой великодержавный шовинизм. О-ба-на!

7 января

Вчера мы возили компанию китайцев на остров Лелепа - два десятка миль. Западная зыбь перевела их в совершенно неадекватное состояние в течение пары часов. Бедняги, они быстро-быстро сбежали на эту Лелепу, и возвращались в Порт Вила на перекладных - паромом и автобусом. Мы пришли обратно вдвоем. Надо сказать, что погода здесь портится, солнца становится меньше, дожди каждый день.

Китаец Сан превратил катастрофу воскресного выхода, когда они все укачались, в геройский подвиг, и сделал сертификаты для каждого участника этого похода. Я сегодня подписывал и ставил судовую печать на каждый. Я в восхищении.

9 января

16-51

LATITUDE: 17-33.02S, LONGITUDE: 168-17.02E
COMMENT: Sema ancorage. Village of fishers.

Пришли и встали возле местечка Сема, в заливе Гаванна бэй.

Только что познакомились с местными рыбаками, подошедшими на каное - Френком и Линдой. Пообещали к утру завалить фруктами.

Место закрытое от волны и ветра, хорошая якорная стоянка, 12 метров глубины, песок и ил. Здесь с этим кстати, проблемы. Глубины в основном 100-200-400 метров даже в заливах. Мангры, горы, пейзаж просто потрясный. На заходе солнца все окрашивается в фирменные цвета "Нэшенэл Джиогрэфик". Но сетки на люки уже поставили, к заходу солнца, я думаю, москитов будет немерено. С утра почти весь день стеной шел дождь. Мы уже набрали мягкой питьевой воды до Новой Зеландии, но ему все мало, с января по март здесь сезон дождей...

10 января

Здесь тишина, солнце только начало подниматься из леса. Какой-то морской зверь, может быть дельфин, вчера весь вечер выныривал вокруг лодки и громко пыхтел, когда дышал, наверное, охотился, вода кипит от рыбы. Местные рыбаки ходят вдвоем на каное с аутригером (противовесом) и заводят сети, закидывая их прямо на движущийся косяк.

Приезжали на маленьком катере аборигены, спросили лекарство для ушей. Мы поделились с ними раствором борной кислоты, набрали ее в разовый шприц (без иголки!), и дали ушных палочек, объяснили, как пользоваться. Получили взамен гроздь бананов. Интересно, что их вождь смог прочитать на корме порт приписки - "ВЛАДИВОСТОК" и спросил - "ДЖЭПЭН?". Нет, говорим, "Рашша". Как ни удивительно, они учатся, и даже примерно, представляют, где эта самая Рашша находится. Весь вечер по берегу двигались огоньки, горели костры. Ничего не видно, слышно, как бесятся дети, кукарекают петухи, а взрослые изредка орут диким голосом. Наверное, это боевой клич. Иногда из леса доносится ритмичный гул, типа барабанного. Вокруг горы, покрытые лиственным лесом, в предгорьях пальмы, особняком стоят огромные баньяны. Неподалеку участок мангрового леса, который растет прямо из воды. Повсюду из леса постоянно слышны голоса, но никого не видно.

Ночью прошел ливень, сейчас ясно и тихо. Залив очень хорошо закрыт, вокруг горы и лес. Ветра практически нет, москитов тоже почти нет, зато есть мухи, и мухи надоедливые, почти как родные. Подходили еще аборигены на каное, Джон и Бен. Познакомились, поговорили на тему местных женщин.
Гребцы на каное, когда гребут, поют, довольно мелодичные песни.

Только что пришли с берега домой, на лодку.

Подходишь к берегу с моря - сплошная стена мангрового леса, через узкую прогалмну, как раз для моторки, заходишь в крошечную заводь, где местные хранят свои каное (или пироги?).

Все лодки здесь исключительно с противовесами - аутригерами, и делаются из одного ствола, древесина мягкая, они говорят "вайт вуд", хватает лодки года на три-четыре.

Тем не менее, посреди их хутора стоит японский грузовичок, на котором они возят свою сельхозпродукцию в столицу - Порт Вила. А дома по большей части уже потеряли свой традиционный стиль, их сейчас делают из стального гофрированного листа, и стенки и крыши. В таком климате стекол в окнах, как правило нет, натягивают сетку от москитов, и ставят широкие деревянные жалюзи.

Хотя многие сараи, курятники, навесы остаются, видимо, как сотню лет назад, с плетеными из пальмовых листьев стенками и крытой пальмовыми листьями крышей. Беглый взгляд сразу выделяет крепких хозяев, которые знают цену деньгам, на участках которых идет строительство, и которые, тем не менее, продолжают ловить рыбу на каное. Как Фрэнк, который попался нам на глаза сразу после постановки на якорь. Он далеко пойдет, говорил о строительстве здесь марины, каких-то дополнительных развлечениях для яхтенного люда, и цену за овощи-фрукты, что он привез, пришлось сбивать вдвое. В то же время, добродушный парень с непроизносимым именем пригласил нас к себе домой, угостил бананами, сорвал пару по-по, показал, как он живет. Провел по своему участку фруктовых деревьев, показал где что растет, а где у него живут злые пчелы. Я, говорит, не знаю цену на кукурузу, придет моя матушка, перед поездкой на рынок, я привезу вам кукурузу, понравится цена, купите... А работаю я, говорит, на вождя, в деревне через залив, когда он позовет. Там у нас школа, большая деревня, здесь хутор, возле садов-огородов. Местные начали выращивать даже помидоры, их цена здесь, в Порт Вила пока в два-три раза выше цены апельсинов. Этот вождь, кстати, вчера и подходил на катерке.

А плескался вчера вечером в бухточке дюгонь. Он сказал - "туконн". Я понял его только потому, что вспомнил Жюль Верна, и потому что этот "туконн" высунул свою голову, как бы обрубленную спереди, прямо у нас на глазах. Он сказал, что дюгонь этот живет здесь один, а по ночам на берег у деревни вылезают черепахи, приходите, говорит, смотреть.

11 января

TIME: 2008/01/11 01:42
LATITUDE: 17-44.49S
LONGITUDE: 168-18.72E
COMMENT: Port Vila free ancorage.

Пришли сегодня в Вилу, позвонили в НЗ посольство - говорят, не раньше среды прояснится с визами. Уже почти месяц здесь шибаемся. Дождей все больше - начинается мокрый сезон. Сегодня шли с Семы - двадцать миль, так дуло даже 10 метров истинного ветра.

В двух дневных переходах, на Малекуле, есть район (юго-запад), где живут исключительно традиционно. Две деревни, которые на берегу, пускают далеко не каждого, причем у них есть специальные тропы для чужаков, отдельно для мужчин и для женщин. Многое является вообще табу для чужаков. Это типа границы, где есть какие-то послабления. Вглубь района - еще сложней, решают эти, береговые вожди, и если дают добро, то несколько дней пешая экспедиция в горы с проводниками, к тем, кто реально живет традиционным стилем. Дело весьма хлопотное и денежное. Там, думаю, иногда кай-кай людей, причем исключительно местных и в ритуальных целях, для сохранения традиции.

Здесь из каннибализма сделали целую отрасль туризма, вплоть до фартуков для кухни, на которых изображен котел с торчащими пятками - "Добро пожаловать на Вануату!"

Парень на фотке держал в руке огромный мачете, как меч, не смог я его убедить показать его, как положено, застеснялся и спрятал. Идешь по тропе, из леса, раздвигая чащобу, выходит абориген с двуручным мечом на плече. И волосы на загривке приподымаются... Интересно, что чем ближе к столице, тем больше местные одеваются. В этой Семе местные мужчины позволяют себе заходить в воду в одних шортах. В столице одевают дополнительно майку. Однако женщины, мне показалось, чтобы искупаться или помыться, серьезно одеваются дополнительно, а так ходят, обернувшись в тонкую ткань парео.

Хотя все расписанные стены, (их много) столицы изображают абсолютно голых мужчин и женщин с выраженными половыми признаками, говорят - "традишэнэл стил".

Проезжали на великах мимо кладбища - здесь, в отличие от Чука, не хоронят родственников во дворе, а - как положено у христиан, на погосте. Все могилки, кресты и оградки до сих пор празднично украшены по поводу Кристмаса, даже воздушные шарики привязаны, свадьбу напоминает.

Знакомый новозеландец - занимается здесь "недвижимостью", типа покупает землю, строит на ней дома, благоустраивает - продает, жаловался на местных, говорит - они не понимают прайвеси (частной собственности) и очень плохо работают. Приходят на его землю, когда его нет, рвут его фрукты, жгут костры на его земле. Сворачивает здесь бизнес, сплошные проблемы.

Все они про собственность прекрасно понимают, у них вся земля поделена. Просто собственность белого и собственность местного - суть разные вещи. Расизм - штука обоюдоострая.

Факты - штука интересная. Австралийцы с новозеландцами ежегодно обходят острова военным кораблем, демонстрируя кнут цивилизации, как сотню лет назад. Говорят, что они борются с терроризмом. Весь городок заклеен объявлениями о продажах земли. Вся Порт Вила судачит об убийстве на днях местными белой женщины на хуторе неподалеку, из-за денег. Говорят,, пьяные были, с таким русским оттенком "ну что с них взять". Тюрьма в Порт Вила закрывается по воскресеньям, и еще когда кончаются деньги, и нечем кормить заключенных. Их на это время отпускают домой.

Кстати, Женя, на Соломонах опять революция была под Новый Год, со стрельбой. Нам рассказали моряки с контейнеровоза, они там были на днях, говорят, с высадкой десантников с Австралии, и соответственно Новой Зеландии. Да и на Папуа не везде появишься с белой рожей, кое-где за это могут и убить. А вообще, говорят, люди хорошие, все дешево, только нужно знать, куда можно соваться, а куда нет.

Вода здесь исключительно прозрачная. В принципе, освоили практику прохождения коралловых рифов путем визуального наблюдения и бушприт весьма способствует. Единственное условие - ясная погода и солнце за спиной, что не всегда возможно. В воде масса интересного, жизнь просто кипит, постоянно попадаешь в "туннель" из мелкой и средней рыбы фантастических расцветок, рыба держит дистанцию, и находишься словно в пузыре, а дальше стеной стоит рыбеха. По дну много чего ползает, у ежей иголки раз в десять больше, чем у наших, мутанты какие-то. Короче, глаза вылазят от местного разнообразия. Сегодня подходили к Виле, впереди, метров 50-100 из воды вылетела здоровенная манта, блеснула брюхом и ушла в воду. Акул здесь, на Ефате, говорят, что нет. Акулы - на Малекуле, и иногда людей там кушают. Есть там речка - убийца называется.

Но, нырять противно - слишком теплая и очень соленая вода. Любая ранка, а на кораллах получить царапину - раз плюнуть, загнивает и требует внимательного ухода. Много необычных опасностей, нужно держать уши востро, и каждый день чистить их раствором борной кислоты после купаний-ныряний (правда, правда!).