top.mail.ru Сказки о стройке (Hout Bay 40)
 
 
 
 
Точка

Судовой
журнал



Dudley
Dix


Новости

Проекты

ЦЕНЫ

Статьи




Яхтенный
самострой (статьи)


Яхтклуб

Ссылки

КОНТАКТ

ВРЕМЯ МЕТАЛЛА

 

Декабрь 1999
В декабре я окончательно "созрел" и принял решение о строительстве. Я приобрел у Дикса проект гафельной шхуны Hout Bay 40 и получил его в январе 2000. В это же время начал работать этот сайт. После этого у меня уже не оставалось другого выхода, кроме как начинать строить, и делать это быстро.

Апрель 2000
Дальзавод. Компания Дазэл согласилась собрать корпус моей лодки на своих производственных площадях. Спортсудорегистр согласился провести надзор. Я, со своей стороны, принял на себя противоречивые роли представителя конструктора, представителя заказчика и строителя. Постепенно этот процесс захватывает меня все больше, и сейчас доставляет мне большое удовольствие. По-видимому это тот случай, когда процесс - всё, результат - ничто, или, точнее, результата здесь нет в принципе - только процесс...

Начало июня - плазовые работы.
Места хватало, и мы сделали разбивку на плазе, проверку согласования обводов (кстати, все сошлось, Дикс не подкачал). Все проверочные работы показали хорошее согласование линий проекта и правильность таблицы ординат. Для переноса на металл сделали фанерные шаблоны шпангоутов.

На фанерных шаблонах отметили все характерные точки (ДП, КВЛ, сломы, стрингеры и т. д.). По большей части, плазовую разбивку мы сделали для проверки качества проектирования. Описанная технология постройки вполне позволяет обойтись без этого этапа, и начать сразу с "черного" плаза.

Середина июня - начало работ с металлом.
На листах металла, прихваченных вместе, чтобы поместилась самая большая шпангоутная рама, мы разбили "черный" плаз - поперечные сечения для сборки. Вырезали флоры и шпангоуты, у силовых шпангоутов отогнули фланец, уложили на разметку и прихватили сваркой. Открытые концы соединили уголком 50х50, установленным на всех рамах на одной высоте относительно КВЛ (для последующей установки на стапель), поставили уголок в ДП для создания жесткой конструкции. Дальше разметили и сделали прорези для стрингеров, предварительно просверлив замыкающие отверстия.
Сделали стапель из швеллера и качественно заварили все его соединения, все углы укрепили уголком.

Июль - шпангоуты собраны и подготовлены к установке.
В начале июля стапель стоял, выставленный по уровню, и подготовленный к установке шпангоутов. Каждый шпангоут устанавливали по осям, уровню, и раскрепляли дополнительными связями к стапелю. В процессе установили форштевень, вырезанный из листа, и собранный предварительно транец. Для транца, имеющего радиусный изгиб, пришлось предварительно подготовить постель прямо на стапеле из двух солидных полос металла, обрезанных по нужному радиусу. После установки долго и кропотливо проверяли правильность установки шпангоутов, их вертикальность, и перпендикулярность ДП. Здесь кроме отвеса и шлангового уровня нужна длинная гибкая рейка для проверки плавности обводов. После установки набора рейка прикладывается к набору в различных направлениях, так как будут уложены впоследствии листы обшивки. При этом контролируется прилегание рейки ко всем элементам набора.

Середина июля - установлены первые стрингеры.
К этому времени все шпангоуты стояли на стапеле. Обрисовался солидный корпус. Стрингеры установили без применения специальных приспособлений для изгибания - вчетвером полосы 40 х 8 удавалось гнуть по месту вручную.

Гораздо больше времени отняла подготовка - нарезка полосы, правка, сварка, и подгонка по длине. Одновременно были установлены детали днищевого набора - стенки цистерн, и степсы мачт. К этому моменту мне удалось приобрести трубы для мачт от каких-то военных трубопроводов - 154 мм со стенкой 3.5, одобренные конструктором. Мы состыковали 6-и метровые куски, предварительно отрезав массивные фланцы, и наложив дублировку с корончатыми швами, и получили колонны нужного размера.

Параллельно мы готовили листы для обшивки. Окалину и ржавчину мы сняли химическим способом в гальваническом цехе и покрыли листы защитным грунтом ВЛ-23, который предохраняет металл от ржавчины в процессе строительства и позволяет вести по нему сварочные работы. Покрывали сразу, пока на очищенные листы не легла ржавчина.

6 сентября - корпус заварен изнутри. Зачистка корня шва для подварки с наружной стороны.
Начало сентября - закончена установка листов обшивки корпуса. Рихтовка, исправление дефектов, подготовка корпуса к сварке. Сварка корпуса полуавтоматом в среде защитного газа, там, где это возможно. Зачистка швов - подварка с наружной стороны. Установка секции фальшкиля, собранного и заваренного на отдельной постели.

Середина сентября.
Установка дейдвудной трубы, скега, рулевого устройства в сборе. Шлифовка всех наружных швов до уровня основного металла. Подварка дефектов металла обшивки и шлифовка. Правка заметных вмятин и проверка наружных швов корпуса на герметичность. Покрытие корпуса эпоксидным грунтом кистями на три слоя. (После переворота красить во много раз тяжелей!). Переворачивание в нормальное положение.

Мы перевернули ее 2 октября.
Для кантовки на подошву фальшкиля былы наварены два рыма, за которые застропили первый кран. На стапеле приварили еще два рыма - для второго крана, дополнительно добавили поддержки для стропов из толстых обрезков металла, чтобы не помять кромки обшивки. Технолог завода добавил шестиметровую балку, чтобы стропы второго крана шли параллельно. Все прошло гладко. Отцепили опоры стапеля, подняли корпус под самый свод цеха, потом стали выбирать стропы второго крана и потравливать первый. Лодка плавно перевернулась без дифферента и рывков. Чтобы не поцарапать покрытие, к борту было привязано полотнище брезента, и оно пригодилось.

И вот она устойчиво стоит на киле, и легкий кильблок нужен только для поддержки, чтобы корпус не завалился на бок. Теперь она уже похожа на лодку, а не на субмарину. Грузим свинец, зачищаем кромки стрингеров и шпангоутов для нанесения защитного грунта и делаем бимсы.

8 октября.
Вчера мы закончили заливать свинец в балластные отсеки.

О чушках (лирическое отступление)

13 октября.
Красим внутри корпуса, пока позволяет температура воздуха в цеху и судосборщики со сварщиками. Пока не накрыта палуба, это намного проще - меньше запах краски. Бимсы и палубные стрингеры уже готовы. Осталось поставить их на место. Когда мы разбирали стапель, мы сняли с лодки только раму, оставив вспомогательные уголки на шпангоутах, и теперь они используются как базовый уровень для монтажа палубы.

Начало ноября.
Набор палубы и рубки выставили быстро. Установили носовой и боковые участки палубы. Наконец-то есть палуба, по которой уже можно ходить!
Пользуясь необычно высокой температурой начала ноября (цех не отапливается), мы успели завершить грунтовку наружной части корпуса, нанеся вторую компоненту покрытия, светло-серую.

23 ноября.
Мы почти закончили монтаж листов обшивки рубки. Остались мелочи, типа комингсов кокпита и задняя стенка рубки. Готовим все к сварочным работам, устанавливаем мелочевку (путенсы, рымы..).

5 декабря.
С обшивкой все. Осталось установить рамки иллюминаторов, отшлифовать наружные швы, и еще миллион операций... После того, как разобрали внутреннюю арматуру, в лодке оказалось очень просторно. Это действительно очень большая и очень крепкая яхта.

20 марта.
Договор с заводом был завершен 30 ноября. Зима наступила как всегда внезапно, да и не хотелось выбираться из-под крыши до окончательной сборки и грунтовки металлической оболочки. Вся зима ушла у меня на изготовление иллюминаторов, леерного ограждения и металлических деталей рангоута и шлифовку наружных швов. Кроме того, пришлось поправить пару-тройку мест на палубе, где было много сварки (комингсы люков, кнехты) и на палубе появились бухтины. Это получилось неожиданно хорошо. Времени и сил на все эти работы ушло очень много, кроме того сильно мешал энергетический кризис и необычно холодная зима. Хотя шлифовать швы на морозе приятно - не жарко, сухо и металл довольно долго не окисляется.

Осталось установить на место стаканы леерного ограждения, мартин-гика, установить поручни на рубку - все, палубу можно готовить к грунтовке. Как раз и температура позволит.

29 мая.

Надо сказать, что на мелкие детали корпуса и рангоута ушел месяц работы и баллон аргона. И по мелочам еще кое-что осталось недоделанным. Еще месяц я потратил на малярные работы и мне понадобится еще неделя-две на их завершение. Это без финишной окраски, только грунтовка. Дальше - ставим руль, пробки в дейдвуд и спускаем лодку на воду для буксировки в яхтклуб, на достройку.

9 июня.

Сегодня в 22.00 бутылка шампанского разбилась о форштевень и лодка стала на воду.

Это конец первого этапа строительства и первой серии "Сказок..."

Продолжение - Сказка вторая "Кубик Рубика", посвященная достроечным работам.


Андрей Попович

Последнее обновление 14 июня 2001