Бюджетный АИС транспондер

Matsutec HP-33A

АИС - автоматическая идентификационная система (AIS - Automatic Identification System). Принцип работы подробно описан в Вики, если очень коротко - это коробка с электроникой, которая, во-первых, транслирует в цифровом виде на паре выделенных из морских каналов УКВ название своего судна, размеры, курс, скорость и координаты, полученные от GPS. А во-вторых, считывает эти же параметры, передаваемые другими судами, находящимися в зоне связи, составляющей, как правило, 10-20 морских миль. Полученные данные позволяют очень быстро и надежно(в отличие от варианта с использованием радара) определить пересекающиеся курсы, ведущие к опасному сближению, о чем система активно информирует вахту.

Такая система в "пассивном" варианте была установлена на "Чаве" еще во время Филиппинского похода - в 11 году. Это была черная коробочка (AMEC CYPHO-101G) с собственным GPS приемником и собственной УКВ антенной, поднятой на топ грот-мачты. У коробочки был выход НМЕА, отправлявший дублирующие данные GPS на плоттер (плоттер старый и не понимает протокола АИС) и нормальный USB, воткнутый в навигационный нетбук eeePC1000 (работает до сих пор!) с программой OpenCPN. В результате такой операции OpenCPN начинает отображать работающие в зоне приема АИС транспондеры и активно сигнализировать об опасном сближении. АИС приемник - все, что нужно для бюджетного круизного плавания. Его доля в судовых энергозатратах минимальна, все суда угрожающих размером оборудованы транспондерами АИС и видны на экране, позволяя принять решение о маневре вовремя.

Практическая навигация с АИС в условиях прохождения проливов Цугару и Корейского с пересечением очень активного судового хода, или, например, при прохождении Южно-Китайского моря с огромным флотом китайских рыбаков (все с АИС!) очень бережет нервы судоводителя. Все наглядно и понятно. Все встречные уступают дорогу, раскланиваются и снимают шляпы.

Так я думал до этого года, когда очередные "меры по повышению безопасности" ответственных за нее товарищей вынудили доставать сформированную и уложенную на полочку мысль, и передумывать по-новой.

Итак - мы теперь обязаны иметь транспондер АИС для легального нахождения в погранзоне, так что придется снова раскошелиться. Вдобавок придется нырнуть в мир бюрократов с получением разрешений и идентификационных номеров. Кроме того, в этой "ходьбе по кругу" хотелось как-то применить свой опыт использования АИС приемника, ну, типа "сделать по-умному".

Критерии выбора

Недостаток варианта "черная коробочка, подключенная к нетбуку" один, но он довольно существенен - это сам нетбук. Он должен работать постоянно, пожирая электричество и ресурс. Это затрудняло использование обширных дополнительных возможностей АИС-приемника. Он, например, позволяет использовать свой GPS для контроля якорной стоянки, выключив остальную навигацию. Значит, в будущей системе - исключаем дополнительные мониторы, система должна работать автономно - с собственным экраном - "коробочка со стеклышком", и работать экономично.

Второй момент, который вылезает из самого определения АИС. По моему убеждению, вахта должна иметь возможность выбора - "светить" свое место в море всем вокруг, или нет. По разным причинам, которые каждый додумает самостоятельно. На коробочке должен быть переключатель "активный-пассивный" режим.

Бюджет приобретения не должен заметно превышать стоимость предыдущего АИС устройства. Приемник, который мне понравился, обошелся в три сотни долларов, хотелось увидеть подобный ценник для транспондера, человечество ведь развивается!

Еще одно, чисто бюрократическое. Наш новый аппарат должен быть в списке сертифицированных в РФ. В принципе, я, конечно, перестраховался, этот список по нашим заявкам и прирастает, но, береженого бог бережет.

Транспондер АИС класса Б с GPS - Matsutec HP-33A

Matsutec HP-33A габариты

В результате изысканий на алиэкспрессе был приобретен такой комплект. Он соответствует поставленным выше требованиям, мне удалось договориться с дружелюбным и контактным продавцом о довольно существенной скидке, при запуске на лодке никаких проблем не выявилось, все работает. Потребление оказалось в пределах ожидаемого - около 0.2А при напряжении 12В при нормально освещенном экране.

Нюансы, конечно, присутствуют :)

1. Двигаясь по меню настроек, будьте внимательны при посещении AIS Config. При первом включении вам предложат заполнить пустую графу "MMSI", причем для этого достаточна одна цифра, поставленная случайно, никакого подтверждения у вас при этом не спросят. После этого вбить "правильный" MMSI будет невозможно, окно программирования будет неактивно. После первого шока лезем в Сеть. Оказывается, все просто - нужно просто сбросить все загруженные данные: Menu>System>Reset>Factory Reset. В Сети говорят, что у вас есть только три попытки (с), но по свежей информации - ограничений на количество сбросов нет. Возможно, это связано с версией прошивки.

2. По поводу работы с компьютером, загрузки и выгрузки данных. По "железу" для этого понадобится переходник для компьютера "RS232-USB", подсоединенный к серому шнурку

Matsutec HP-33A RS232-USB

Программа для этого нашлась, называется GPS Utility, прибор отзывается на Furuno, model 33. Протокол Фуруно странноватый, с ограничениями по символам, и, чтобы грузить туда путевые точки, список нужно приводить в соответствие, напрямую с OpenCPN у меня не вышло. Но, тем не менее, все работает!

Бюрократия

"Бумажная" сторона установки активного АИС достаточно подробно описана в Сети, например,здесь. Ключевая фраза Гугль-поиска в этой волоките - получение девятизначного MMSI (Maritime Mobile Service Identity), той самой "печати зверя", идентификационного номера судна, который нужен для АИС-транспондера. По стандартной схеме я заполнил и отправил в Москву, в ГРКЧ, комплект бумаг и получил заключение в течение трех дней. Нюансы есть. Кроме нового АИС в списке оборудования обязательно должна присутствовать морская УКВ радиостанция. Их у меня было, я дослал бумажку, и, вот он, номер, оперативно и бесплатно!

Но, это лишь первая часть "Марлезонского балета". Теперь, имея заключение ГРКЧ, нужно обратиться в местный РОСКОМНАДЗОР за разрешением на использование судовых РС. Дается на десять лет, стоит 3500 рублей, одно на весь комплект радиооборудования. Нюанс тоже присутствует, смешной. При оплате в назначении платежа нужно обязательно указывать название судна, в шаблоне на сайте РОСКОМНАДЗОРА, такого указания нет, так что "читайте по губам". Тем не менее, в конторе все проходит достаточно корректно  и позитивно.

Несмотря на кучу источников в Сети, шаблоны и подсказки, я потратил на заполнение бумаг, исправления, телефонные переговоры, досылы, посещения официалов около десятка часов. Скорей всего, по собственной тупости и невнимательности, так что советую набраться терпения, сосредоточиться, и внимательно следовать инструкциям. :)