Принимаем погодные факсы

Сергей Бессараб

Что такое погодный факс и зачем он нужен.

Как спланировать безопасный переход в условиях открытого моря? Этот вопрос задает себе каждый капитан парусной или моторной яхты собирающийся в длительное плавание через обширную акваторию. Действительно, непростая задача!

Конечно, в первую очередь капитана судна волнуют погодные условия. Как получить информацию о погоде? В условиях каботажного плавания вдоль берега, как правило, есть возможность получить информацию о погоде или штормовое предупреждение с помощью УКВ радиосвязи. Такую информацию обычно передают портовые и береговые службы. Но если маршрут проложен вдали от берега, задача усложняется. УКВ радиосвязь в такой ситуации уже не может быть надежным помощником из-за ограниченного радиуса действия (25 - 50 миль).

Что же делать? В настоящее время существует целая сеть радиостанций которые осуществляют передачу погодных факсов в разных регионах мира. Использование для передачи КВ диапазонов существенно увеличивает радиус приема погодных карт. Мне, в Краснодаре, удавалось принимать карты из Японии - расстояние около 8000 км, принимал карты Канадской метеорологической службы, и это не предел. Факсы европейских погодных служб принимаются в любое время суток и с хорошим качеством. Передаются текущие погодные карты, прогнозы, карты приземного ветра, карты ледовой обстановки и т. п.

В справочной литературе и интернете "погодный факс" может обозначаться терминами HF-FAX или WX-FAX. Все радиостанции передающие погодные факсы работают на разных частотах и в разное время. Естественно, что передаваемые карты одной конкретной радиостанции не охватывают все участки мирового океана. Например английская и немецкая службы погоды передают информацию, касающуюся северной Атлантики и Европы. Японская служба погоды транслирует информацию для северо-западной части Тихого океана. И так далее.

Что нужно для приема погодного факса?

Для приема погодного факса различными производителями выпускается специальная аппаратура. Она достаточно дорогая, найти ее не всегда просто, поэтому в этой статье о такой аппаратуре говорить не будем. Поговорим о минимальном бюджетном комплекте аппаратуры, необходимом для приема погодных факсов.

Что нужно?

1. Коротковолновый однополосной приемник. Минимальный диапазон частот такого приемника должен быть от 2-х до 20 МГц. Лучше, иметь приемник с диапазоном от 300 кГц до 30 МГц. В этом случае можно будет принимать еще и сигналы навигационной службы NAVTEX, которые передаются на частоте 518 кГц. Иногда можно встретить вопросы яхтсменов "нерадиолюбителей", - "Что такое однополостной приемник?" Попытаюсь объяснить.

Обычные радиовещательные станции КВ диапазона (например "Маяк", "Голос Америки" и т.п.) производят вещание в режиме амплитудной модуляции. При формировании сигнала амплитудной модуляции (АМ) в передатчике электрические колебания звуковой частоты смешиваются с электрическим колебанием высокой частоты (так называемой "несущей" частотой), равной частоте вещания в эфире (например 7.120 МГц). После смешивания, на выходе передатчика в эфир излучаются высокочастотные комбинации несущей частоты и частот звукового сигнала: несущая частота, нижняя боковая полоса частот - LSB (частота несущей минус частота звуковой полосы) и верхняя боковая полоса частот - USB (частота несущей плюс частота звуковой полосы). Бытовые КВ приемники расчитаны на прием именно такого сигнала. Обычно в технических характеристиках таких приемников указывается вид модуляции - АМ.

В профессиональной и любительской радиосвязи такой вид модуляции используется ничтожно редко. Причины в том, что для передачи несущей частоты, двух боковых полос расходуется большое количество энергии, а полезная информация находится только в боковых полосах. Причем в верхней и нижней боковой полосе информация одинаковая. Что бы избежать такого "расточительства" и как следствие, увеличить дальность связи используется "однополосная" модуляция. Однополосная модуляция обозначается SSB (Single Side Band), можно встретить еще одно обозначение A3J (однополосная модуляция с шириной полосы 3 кГц). Верхняя боковая полоса обозначается USB, нижняя боковая полоса - LSB. Для приема радиостанций применяющих однополосную модуляцию необходимо знать какую боковую полосу они используют. Это оговаривается заранее. В основном все морские службы работают верхней боковой полосой - USB.

Однополосные приемники не часто можно встретить в магазинах, продающих бытовую радиоаппаратуру. Проще всего, найти интересующий товар в Интернете. Какие приемники можно применить? Вот несколько примеров однополосных приемников и их примерная стоимость(информация из интернета):

Degen 1103 - стоимость около 50$
ETON E1100 - ~75$
ETON E100 - ~125$
ETON E5 - ~128$
ETON E1 - ~600$
Icom IC-R75 - ~800$

Конечно стоимость в 600 - 800$ бюджетной не назовешь, но есть модели стоимостью 50 - 130$, что вполне можно включить в бюджет путешественника. Приходилось читать неплохие отзывы о приемнике Degen 1103. Не смотря на свою небольшую стоимость такой приемник вполне можно применять для приема погодных факсов.

Что еще?

Радиолюбителям - коротковолновикам, имеющим импортный КВ трансивер беспокоиться не нужно, у них все уже есть. Можно применить старые связные морские и военные приемники, такие как Волна-К, Р-326м, Р-250, но вес, габариты, энергопотребление, не всегда качественные характеристики приемников, делают применение такой аппаратуры на борту яхты не целесообразным, если конечно вы не любитель ретро и не владелец 70-ти футовой шхуны. (Р-250 весом за 50 кг с успехом можно использовать в качестве запасного якоря)

2. Компьютер (ноутбук) с установленной программой для приема погодных факсов.

На вкус и цвет товарищей нет, поэтому, на мой взгляд, бесполезно рекомендовать какую-либо конкретную модель компьютера. Проще сказать, подойдет любой современный компьютер, имеющий звуковую карту.

Какую программу установить? Программ для приема погодного факса несколько. Я пользуюсь и рекомендую к использованию программу SeaTTY российского автора Сергея Подстригайло (www.dxsoft.com) - http://www.dxsoft.com/en/products/seatty/

Стоимость зарегистрированной версии для россиян и жителей СНГ - 350 р.

Программа имеет несколько режимов работы и позволяет принимать HF-FAX, NAVTEX, морской телетайп RTTY. Прием можно осуществлять в автоматическом режиме. При приеме стартовых сигналов автоматически включается прием файла и по завершению приема автоматически сохраняется на компьютере (работать можно и в ручном режиме).

3. Соединительный шнур.

Звуковая карта компьютера подключается к приемнику с помощью соединительного шнура. Шнур можно купить готовый. Можно сделать самому. Лучше всего применить экранированный провод, применяемый для подключения звуковых усилителей и т. п. На крайний случай можно использовать пару любых проводов имеющихся в наличии. Провод оконечивается разъемами соответствующими разъемам приемника и звуковой карты компьютера (как правило это маленькие штырьковые разъемы МОНО, либо "тюльпанчики").

4. Антенна.

Для устойчивого и качественного приема погодных факсов, понадобится антенна для приемника. Некоторые модели приемников имеют встроенные штыревые антенны. В любом случае это поле для небольшого эксперемента. Попробуйте принять факс на встроенную антенну (если такая в приемнике есть). Если качество вас не устраивает, есть смысл изготовить простую проволочную антенну из отрезка изолированного провода длинной 3 - 5 м. Провод антенны через разъем подключается к антенному входу приемника, а второй конец поднимается повыше, насколько это позволяет имеющийся такелаж (например для подъема конца антенны можно использовать свободный в данный момент фал). Если лодка пластиковая или деревянная есть шанс использовать металлический рангоут в качестве антенны (мачта, стальные штаги). В пластиковой или деревянной лодке можно расположить провод антенны в каюте. Возможно, что этого будет вполне достаточно.

Во сколько это все обойдется?

Подсчитаем минимальную цену комплекта для приема погодных факсов:

Приемник (Degen) - 1500 р.
Компьютер (я думаю редко кто в наше время отправляется в путешествие без ноутбука, но все же) - 30000 р.
Программа - 350 р.
Антенна, соединительный кабель - пусть будет 200 р. с запасом.

Итого:
с компьютером - 32050 р.
без компьютера - 2050 р.

Думаю - недорого за возможность в открытом море или даже в океане иметь свежую информацию о погоде!

Список HF-FAX радиостанций и их частот.

Ниже приведен список радиостанций HF-FAX. Как правило одна и та же радиостанция передает одновременно одну и ту же информацию на всех своих частотах. Это удобно, так как позволяет выбрать наиболее удачную частоту для приема в текущее время суток и года. При наличии в приемнике функции запоминания частот, удобно "забить" частоты метеослужб в память, для быстрого переключения между частотами и радиостанциями.

Действующий список HF-FAX радиостанций (файл pdf)

Возможно, следующий список частично потерял актуальность

Freqency Call Name ITU RPM/IOC Remarks
------------------------------------------------------------------------
03377.4 YMA 20 Ankara Meteo TUR 90/576
06790.0 YMA 20 Ankara Meteo TUR 90/576

03657.0 RVZ 73 Arkhangelsk Meteo RUS 60/576
07762.0 RGH 77 Arkhangelsk Meteo RUS 60/576
05347.0 RSW 71 Arkhangeslk Meteo RUS 60/576

04481.0 SVJ 4 Athens AIR GRC 120/576
08105.0 SVJ 4 Athens AIR GRC 120/567

05807.1 ZKLF Auckland Meteo NZL 120/576
09458.6 ZKLF Auckland Meteo NZL 120/576
13550.1 ZKLF Auckland Meteo NZL 120/576
16340.1 ZKLF Auckland Meteo NZL 120/576

07395.0 HSW 64 Bangkok Meteo THA 120/576
17520.0 HSW 61 Bangkok Meteo THA 120/576

05526.4 BAF 6 Beijing Meteo CHN 120/576
08121.9 BAF 36 Beijing Meteo CHN 120/576
10117.8 BAF 4 Beijing Meteo CHN 120/576
14367.0 BAF 8 Beijing Meteo CHN 120/576
14547.4 BAF 9 Beijing Meteo CHN 120/576 LSB
16025.0 BAF 9 Beijing Meteo CHN 120/576
18237.0 BAF 33 Beijing Meteo CHN 120/576

04014.0 ZSJ Cape Naval SAF 120/576
07508.0 ZSJ Cape Naval SAF 120/576
13538.0 ZSJ Cape Naval SAF 120/576
18238.0 ZSJ Cape Naval SAF 120/576

07470.0 VLM Casey Meteo ATA 120/576 Smmer Frq
11455.0 VLM Casey Meteo ATA 120/576 not in use

03253.0 VFF CCG Iqaluit CAN 120/576
07710.0 VFF CCG Iqaluit CAN 120/576
03253.0 VFR CCG Resolute CAN 120/576
07710.0 VFR CCG Resolute CAN 120/576

05302.5 Centro Met Ed Frei ATA 120/576
11662.5 Centro Met Ed Frei ATA 120/576
15470.0 Centro Met Ed Frei ATA 120/576

02401.0 LSB Centro Met Marambi ATA 120/576
04807.0 LSB Centro Met Marambi ATA 120/576
09951.0 LSB Centro Met Marambi ATA 120/576

00122.5 CFH CF Halifax CAN 120/576
04271.0 CFH CF Halifax CAN 120/576 Satpic
06496.4 CFH CF Halifax CAN 120/576
10536.0 CFH CF Halifax CAN 120/576
13510.0 CFH CF Halifax CAN 120/576

04616.0 XL1763 Charlottetown CGR CAN 120/576 100 W !
06915.1 XL1763 Charlottetown CGR CAN 120/576 100 W !

16907.5 JFA Chuo Fisheries J 60/120

09430.0 3MA 34 CNA Tai-pei TAI 120/576
13766.0 3MA 26 CNA Tai-pei TAI 120/576
14685.0 3MA 25 CNA Tai-pei TAI 120/576
15878.0 3MA 24 CNA Tai-pei TAI 120/576
19680.0 3MA 23 CNA Tai-pei TAI 120/576
22850.0 3MA 36 CNA Tai-pei TAI 120/576

05850.2 OXT Copenhagen Meteo DNK 120/576
09360.0 OXT Copenhagen Meteo DNK 120/576
13855.0 OXT Copenhagen Meteo DNK 120/576
17510.0 OXT Copenhagen Meteo DNK 120/576

07535.0 AXI Darwin Meteo AUS 120/576

04995.5 ATA 55 Delhi Meteo IND 120/576
07405.0 ATP 57 Delhi Meteo IND 120/576
10107.0 ATE 60 Delhi Meteo IND 120/576
14842.0 ATV 65 Delhi Meteo IND 120/576

03855.0 DDH 3 Hamburg Meteo D 120/576
07880.0 DDK 3 Hamburg Meteo D 120/576 /288
13882.5 DDK 6 Hamburg Meteo D 120/576 /288
09982.5 KVM 70 Honolulu Meteo HWA 120/576
11090.0 KVM 70 Honolulu Meteo HWA 120/576
16135.0 KVM 70 Honolulu Meteo HWA 120/576
23331.5 KVM 70 Honolulu Meteo HWA 120/576

08456.0 VFA Inuvik CAN 120/576

05280.0 RKR 76 Irkutsk Meteo RUS 90/576 60/576
07702.0 RTP 72 Irkutsk Meteo RUS 90/576 60/576
10207.0 RTP 78 Irkutsk Meteo RUS 90/576 60/576
11475.7 HMF 52 KCNA Pyongyang KRE 60/352
13580.0 HMY 33 KCNA Pyongyang KRE 60/352
03250.0 RXB 70 Khabarovsk Meteo RUS 120/576 60/90/288/576

03360.0 RPN 71 Kiyev Meteo UKR 90/576 60/576
05285.0 RPN 75 Kiyev Meteo UKR 90/576 60/576
06720.0 RPN 71 Kiyev Meteo UKR 90/576 60/576
06950.0 RJK 78 Kiyev Meteo UKR 90/576 60/576
08183.0 Kiyev Meteo UKR 90/576 60/576
13900.5 Kiyev Meteo UKR 90/576 60/576

16035.0 9VF 207 KYODO Singapore SNG 60/576
17430.0 9VF 235 KYODO Singapore SNG 60/576
04618.0 CZW Maritim Air Group CAN 120/576 Ice patrol
06917.0 CZW Maritim Air Group CAN 120/576 Ice patrol
14626.0 CZW Maritim Air Group CAN 120/576 Ice patrol
02628.0 AXM 31 Melbourne Meteo AUS 120/576
05100.0 AXM 32 Melbourne Meteo AUS 120/576
11030.0 AXM 34 Melbourne Meteo AUS 120/576
13920.0 AXM 35 Melbourne Meteo AUS 120/576
20469.0 AXM 37 Melbourne Meteo AUS 120/576
04318.0 Moscow Meteo RUS 120/576
05108.0 Moscow meteo RUS 120/576
06890.0 Moscow Meteo RUS 120/576
07670.0 RCC 76 Moscow Meteo RUS 120/576
11611.0 Moscow Meteo RUS 120/576
13886.0 Moscow Meteo RUS 120/576

08444.0 Murmansk Meteo RUS 120/576 90/576 LSB Apr-Oct

09045.0 5YE Nairobi Meteo KEN 120/576 180/576
17445.5 5YE Nairobi Meteo KEN 120/576 180/576

08461.9 3SD NMEFC Beijing CHN 120/576
12831.9 3SD NMEFC Beijing CHN 120/576
16903.9 3SD NMEFC Beijing CHN 120/576

00148.0 Pevek, Chukotka RUS 120/576

05705.0 LOR Puerto Belgrano ARG 120/576
12764.0 LOR Puerto Belgrano ARG 120/576
12660.0 PWZ Rio de Janeiro B 120/576
16980.0 PWZ Rio de Janeiro B 120/576
02618.5 GYA RN London G 120/576
04610.0 GYA RN London G 120/576
08040.0 GYA RN London G 120/576
11086.5 GYA RN London G 120/576

05385.0 HLL2 Seoul Meteo KOR 120/576
05857.5 HLL2 Seoul Meteo KOR 120/576
07433.5 HLL2 Seoul Meteo KOR 120/576
09165.0 HLL2 Seoul Meteo KOR 120/576
13570.0 HLL2 Seoul Meteo KOR 120/576

03241.0 BDF Shanghai Meteo CHN 120/576
05100.0 BDF Shanghai Meteo CHN 120/576
07420.0 BDF Shanghai Meteo CHN 120/576
11420.0 BDF Shanghai Meteo CHN 120/576
18940.0 BDF Shanghai Meteo CHN 120/576

04616.0 BMB Tai-pei Meteo TAI 120/576
05250.0 BMB Tai-pei Meteo TAI 120/576
08140.0 BMB Tai-pei Meteo TAI 120/576
13900.0 BMB Tai-pei Meteo TAI 120/576
18560.0 BMB Taipei Meteo TAI 120/576

03690.0 Tashkent Meteo UZB 90/576 60/576
04365.0 RPJ 78 Tashkent Meteo UZB 90/576 60/576 120/288
05869.5 RBV 78 Tashkent Meteo UZB 90/576 60/576 120/288
05890.0 RBV 78 Tashkent Meteo UZB 90/576 60/576 120/288
07570.0 RBX 72 Tashkent Meteo UZB 90/576 60/576 120/288
09340.0 RCH 72 Tashkent Meteo UZB 90/576 60/576 120/288
14982.5 RBV 76 Tashkent Meteo UZB 90/576 60/576 120/288

03745.0 RIS 70 Tbilisi Meteo GEO 90/576 60/288/576
07495.0 RDK 23 Tbilisi Meteo GEO 90/576 60/288/576
14990.0 Tbilisi Meteo GEO 60/288/60/288/576

03622.5 JMH Tokyo Meteo 2 J 120/576
07305.0 JMH 2 Tokyo Meteo 2 J 120/576
09970.0 JMH 3 Tokyo Meteo 2 J 120/576
13597.0 JMH 4 Tokyo Meteo 2 J 120/576
18220.0 JMH 5 Tokyo Meteo 2 J 120/576
23522.9 JMH 6 Tokyo Meteo 2 J 120/576

04316.0 JJC Tokyo Radio J 120/576 60/576
08467.5 JJC Tokyo Radio J 120/576 60/576
08467.5 JJC Tokyo Radio J 120/576 60/576
12745.5 JJC Tokyo Radio J 120/576 60/576
16971.0 JJC Tokyo Radio J 120/576 60/576
17069.5 JJC Tokyo Radio J 120/576 60/576
22517.5 JJC Tokyo Radio J 120/576 60/576
22542.0 JJC Tokyo Radio J 120/576 60/576
22567.0 JJC Tokyo Radio J 120/576 60/576

04235.0 NIK/NMF USCG Boston USA 120/576
06340.5 NIK/NMF USCG Boston USA 120/576 ice chart
09110.0 NMF/NIK USCG Boston USA 120/576
12750.0 NIK/NMF USCG Boston USA 120/576 Ice chart

02052.0 NOJ USCG Kodiak USA 120/576
04298.0 NOJ USCG Kodiak USA 120/576
08459.0 NOJ USCG Kodiak USA 120/576
12412.5 NOJ USCG Kodiak USA 120/576
04317.0 NMG USCG New Orleans USA 120/576
08503.9 NMG USCG New Orleans USA 120/576
12789.9 NMG USCG New Orleans USA 120/576

04346.0 NMC USCG San Francisco USA 120/576
08682.0 NMC USCG San Francisco USA 120/576
12730.0 NMC USCG San Francisco USA 120/576
17151.2 NMC USCG San Francisco USA 120/576
22527.0 NMC USCG San Francisco USA 120/576

04228.0 CBV Valparaiso Radio CHL 120/576
08677.2 CBV Valparaiso Radio CHL 120/576
17144.4 CBV Valparaiso Radio CHL 120/576

16226.0 VNA VNA Vietnam VTN 60/352 Photofa