top.mail.ru Вопросы и ответы

Новости


Точка

История

Проекты

Цены


Статьи

Ответы

Яхтклуб

Ссылки


Контакт

Вопросы и ответы

 

В чем разница между водостойкой строительной фанерой, которая есть в магазинах, и морской фанерой, которая указана в списках материалов?

ДД:
При изготовлении морской фанеры предъявляются намного более высокие требования. Все слои шпона тщательно стыкуются для исключения внутренних дефектов и пустот. Для морской фанеры существует британский стандарт
BSS 1088.

Хотя оба типа фанеры склеены водостойким резорциновым клеем, который дает характерную темную линию склейки, строительная фанера имеет внутренние пустоты, дефекты склейки, которые хорошо видны на торцах. Морская фанера таких дефектов иметь не должна.

Морская фанера не может быть склеена ничем другим, кроме резорцинового (формальдегидного) клея, потому, что он дает хорошую адгезию для влажной древесины. Если фанера склеена светлым клеем - это не морская и не водостойкая фанера!

АП:
Кроме того, сорта древесины, используемые при изготовлении морской фанеры имеют более высокую долговечность и устойчивость в условиях повышенной влажности.

Могу я использовать водостойкую строительную фанеру для постройки моей лодки?

ДД:
Строительная водостойкая фанера может использоваться для некоторых аспектов судостроения, но всегда срок службы ее будет меньше, чем у морской фанеры.

Если Вы строите маленькую шлюпку из строительной, а не морской фанеры, она будет быстрее разрушена погодой. Более чрезвычайные погодные условия, более быстрое ухудшение. Влага, проникающая во внутренние пустоты и замерзающая зимой будет быстро разрушать структуру фанеры. Это означает, что нужно хранить тузик в закрытом помещении, или должным образом обеспечить защитное покрытие для предотвращения проникновения влаги.

Корпус и палуба большой лодки должны быть сделаны из морской фанеры. Вы вряд ли сэкономите, сделав иначе, так как строительная фанера повлечет за собой массу ежегодного обслуживания. Внутренние переборки и интерьер могут быть сделаны из водостойкой строительной фанеры , при условии обработки всех торцов эпоксидной смолой для предотвращения проникновения влаги во внутренние пустоты.

АП:
По бедности, много лодок было сделано из хорошей березовой фанеры (авиационной, ФСФ высших сортов) с неплохими результатами. Такая конструкция будет служить гораздо дольше, если оклеить корпус и палубу несколькими слоями стеклоткани на эпоксидном связующем. В противном случае наружный слой шпона постепенно набухает и начинает отслаиваться уже через пару-тройку лет. При внимательном ежегодном контроле, правильном хранении и своевременном ремонте покрытия такая лодка будет ходить не менее 15-20 лет.

Какие типы клеев могут быть использованы?

ДД:
Три основных типа клея пригодны для судостроения. Это клеи на основе полиуретана, резорциновый и эпоксидный.

Полиуретановый клей - однокомпонентный, затвердевающий при реакции с влагой, содержащейся в воздухе. Прочность средняя, но очень хорошо прилипает к чистой древесине и расширяется в процессе затвердевания, обеспечивая хорошее заполнение клеевого шва. Клеевой шов прекрасно обрабатывается обычными ручными инструментами по дереву. Это наиболее подходящий тип клея для быстрых работ или тех, которые требуют маленьких количеств клея время от времени, как при изготовлении интерьера яхты.

АП:
Очень рекомендую! Я успешно использовал полиуретановый клей "Клейберит". Минусы - довольно дорогой и невозможно очистить руки - только после затвердевания.

ДД:
Клей на основе эпоксидной смолы дает очень прочный шов и хорошую способность заполнять зазор между склеиваемыми деталями при условии введения наполнителя. Он дает наибольшую держащую силу при условии, что нет контакта дерево-дерево, то есть смола не должна быть вся выдавлена из области клеевого шва, когда создают давление струбцинами. Определенные проблемы создает необходимость долго ждать полного затвердевания клея, чтобы освободить струбцины, зачистить потеки, изменить положение детали. Твердость - тоже проблема своего рода. Убрать затвердевшие потеки клея рубанком довольно тяжело.

АП:
Для судостроения подходят не все виды эпоксидных смол. ЭД-20, например, - подходит. Обязательно нужно соблюдать точное соотношение смолы и отвердителя, для этого нужно сделать простейшие чашечные весы. Температурный режим и влажность воздуха также играют очень большую роль в процессе затвердевания клея. В качестве наполнителя я использую древесную пыль от шлифовального станка (после сушеной древесины).

ДД:
Резорциновый (формальдегидный) клей также имеет большую прочность и средние способности по заполнению клеевого шва. Этот двухкомпонентный клей смешивается с отвердителем в виде смолы или в виде порошка. Точное измерение компонентов легче в случае жидкого отвердителя. Только этот клей может быть использован для производства морской фанеры, так как имеет самую хорошую адгезию к влажной древесине. Этот клей хорошо держит при контакте дерево-дерево, что позволяет хорошо зажимать струбцины для выдавливания излишков клея из шва. Склееные детали не "ползут", как только собраны и прижаты вместе, клеевой шов в этой стадии подобен твердой резине. Эта особенность делает его идеальным клеем для ламинированных деталей (бимсов, форштевня и пр.), когда можно снять струбцины, когда клей еще относительно мягок и срезать излишки долотом. Имеет тенденцию быстро сохнуть в тонком слое, поэтому не может быть рекомендован для ламинирования больших областей в одиночку.

Какими видами древесины можно заменить породы, указанные в чертежах?

ДД:
Эта таблица механических свойств различных пород древесины может быть использована строителем на свой собственный страх и риск. Дадли Дикс и Dudley Dix Yacht Design не несут по этому поводу никакой ответственности.

СОРТ

ПЛОТНОСТЬ

Modulus of Rupture (kg/mm^2)

Modulus of Elasticity (kg/mm^2)

Tensile Strength perpendicular to grain (kg/mm^2)

Compressive Strength parallel to grain (kg/mm^2)

ТВЕРДОСТЬ

Side Hardness (kg)

Белый ясень
Ash (White)

.60

10.87

1228

0.66

5.22

599

Бальза
Balsa

.17

2.05

409

0.08

1.27

45

Береза
Birch (Yellow)

.62

11.72

1419

0.65

5.77

572

Кедр (Аляска)
Cedar (Alaskan)

.44

7.84

1002

0.25

4.45

263

Кедр (Северный белый)
Cedar (Northern White)

.31

4.59

565

0.17

2.80

145

Кедр (Порт Орфорд)
Cedar (Port Orford)

.43

8.96

1200

0.28

4.41

286

Кедр (Западный красный)
Cedar (Western Red)

.32

5.30

783

0.16

3.22

159

Ель Дугласа (Орегонская сосна)
Douglas Fir (Oregon Pine)

.48

8.75

1376

0.24

5.11

322

Гикори
Hickory

.72

14.12

1524

?

6.50

?

Лайян
Lauan

.44

7.98

1179

?

4.06

268

Мэхогани (Гондурас)
Mahogany (Honduras)

.47 (approx)

8.19

1066

?

4.68

367

Меранти (темное красное)
Meranti (dark red)

.45 (approx)

8.54

1150

?

4.92

286

Дуб английский
Oak (English)

.70

6.78

1023

?

5.08

?

Дуб белый
Oak (White)

.68

10.73

1256

0.56

5.25

603

Окуме (Габун)
Okoume (Gaboon)

.37

5.15

805

?

2.75

172

Сосна ()
Pine (Loblolly)

.51

9.03

1263

0.33

5.03

313

Сосна (желтая)
Pine (Longleaf Yellow)

.59

10.24

1398

0.33

5.98

395

Сосна (западная)
Pine (Western)

.38

6.85

1031

?

3.56

168

Сосна (белая)
Pine (White)

.35

6.07

875

0.22

3.39

172

Рамин
Ramin

.62 (approx)

12.99

1531

?

7.11

590

Ель черная
Spruce (Black)

.40

7.27

1080

?

3.76

236

Ель ситкинская
Spruce (Sitka)

.40

7.20

1108

0.26

3.96

231

Тик
Teak

.63

9.03

1271

?

7.06

467

АП:
Дикс не дает здесь очень важную характеристику древесины - долговечность, которую также необходимо учитывать при замене. Из отечественных пород легендарно высокой долговечностью и устойчивостью к морской воде отличается сибирская лиственница.

Ниже - еще одна таблица свойств древесины, позаимствованная с сайта www.wood.ru. Здесь представлены некоторые отечественные породы. При внимательном рассмотрении оказывается, что "наша" древесина во многом лучше "ихней", и существенно дешевле.

Средние показатели основных физико-механических свойств древесины
(значения в скобках - при влажности 30% и более, прочие значения - при влажности 12%)

Наименование

Породы

Хвойные

Лиственные

Сосна
ангар-
ская

Сосна
кедро-
вая

Ель

Пихта
сибир-
ская

Лист-
вен-
ница

Береза

Осина

Тополь

1.

Плотность, кг/м3

при влажности 12%

505

435

445

375

665

640

495

455

в абсолютно сухом состоянии

480

405

420

350

635

620

465

425

базисная

415

360

365

310

540

520

410

375

2.

Коэффициент разбухания, % на % влажности

радиального

0,18

0,12

0,17

0,11

0,20

0,29

0,15

0,14

тангенциального

0,31

0,27

0,31

0,10

0,38

0,34

0,30

0,28

объемного

0,51

0,41

0,50

0,44

0,60

0,65

0,47

0,44

3.

Предел прочности, МПа

при статическом изгибе

84,5
(48,5)

69,2
(36,3)

78,6
(43,0)

67,9
(39,6)

108,8
(60,5)

109,5
(64,5)

76,5
(44,5)

68,0
(39,5)

при сжатии вдоль волокон

46,3
(20,8)

40,0
(16,4)

45,0
(19,2)

40,0
(17,2)

61,5
(24,8)

54,0
(26,3)

43,1
(18,8)

40,0
(17,4)

при растяжении вдоль волокон

102
(77,6)

89,2
(68,0)

101
(77,2)

66,3
(50,5)

124
(94,5)

136,5
(102)

121
(92,7)

87,8
(67,0)

при скалывании вдоль волокон по радиальной плоскости

7,44
(4,20)

6,36
(3,80)

6,83
(4,00)

5,87
(3,70)

9,78
(6,20)

9,02
(5,80)

6,15
(3,50)

5,96
(3,30)

при скалывании вдоль волокон по тангенциальной плоскости

7,23
(4,40)

6,36
(4,00)

6,72
(4,30)

5,71
(3,60)

9,11
(5,70)

10,9
(7,00)

8,42
(4,90)

7,15
(4,10)

4.

Ударная вязкость при изгибе, кДж/м2

41,3
(35)

30,9
(25)

39,2
(33)

31,8
(25)

53,1
(43)

92,9
(78)

84,6
(72)

39,2
(33)

5.

Твердость, Н/мм2

торцовая

28,4
(13,2)

21,6
(11,6)

25,3
(12,0)

27,4
(12,9)

42,0
(20,1)

46,3
(27,5)

25,8
(15,4)

26,7
(15,4)

радиальная

22,5
(10,6)

14,8

17,5
(8,20)

15,1
(7,1)

31,5
(14,8)

35,9
(21,5)

18,7
(11,2)

18,5
(11,1)

тангенциальная

23,2
(10,9)

15,4

17,8
(8,50)

14,2

33,4
(15,1)

32,1
(19,2)

19,6
(11,7)

--

6.

Модуль упругости при изгибе, ГПа

12,2
(8,7)

9,09
(7,10)

9,60
(6,20)

9,02
(5,60)

14,3
(10,8)

14,2
(10,8)

11,2
(7,70)

10,3
(6,90)

Замены используемых материалов неизбежны. Не нужно паниковать по этому поводу. Лучшая древесина для судостроения - та, что росла медленно. Чем тоньше годичные слои у ели, сосны, кедра (то есть чем суровей климат)- тем лучше. При замене материалов нужно опираться на здравый смысл, традиции и опыт судостроения в вашей зоне, эти таблицы и другие справочные материалы, и представителей регистрирующих органов (ГИМСа, спортсудорегистра....).

Последнее добавление 30 января 2001

© Webmaster МК-Дизайн, Андрей Попович