Строительство Арджи-15 в Южноукраинске

Строитель: Банковский Владимир;

Образование: высшее;

Место жительства: г. Южноукраинск, Николаевской обл.;

Работа: инженер

Возраст: 45 лет

Лет в 38-39, перевернув очередную страницу книги под названием жизнь, я обнаружил, что в наступившем этапе появилось определенное количество времени, свободного от работы, бытовых хлопот и т.д.… В общем, моя Любимая, и старшая доця (12 лет), а также младшенькая (один годик), с пониманием отнеслись к моему неожиданно вспыхнувшему увлечению рыбалкой. Тем более, что зачастую вылазки по выходным на рыбалку с ночевкой были семейные. Романтика, костер, уха…

Проведя пару рыбацких сезонов, задумался о приобретении плавсредства. Дооолго выбирал надувнушку. И, как зачастую бывает у людей, которые не ищут легких путей, кривая интернета завела меня на сайты самостройщиков. В воздухе запахло морем. Вспомнились перечитанные запоем в детстве и юношестве КНИГИ о моряках, рассказы отца(4 года срочной службы на флоте) и дяди(моряк дальнего плавания). Вспомнил как в девяностые, в бытность студентом НКИ, на четвертьтоннике, совершали «пиратские набеги» на колхозные виноградники - ходили с друзьями на Волошкинскую косу воровать виноград…

В общем, среди белого дня, в ясную, безветренную погоду, произошел удар молнии. Догнала меня морская романтика в зрелом возрасте. Заболел «морской болезнью»… Скачал подшивку журнала Катера и яхты, с первого - 1963 года номера по 228 (декабрь 2010 –го). Зарегистрировался на форуме Кают-компания КиЯ. Статьи в инернете, видеоролики в ютубе о технологии «скрепки – сшей и склей». Информации много. Варюсь в собственном соку…

Исходя из своих финансовых возможностей, принимая во внимание зашкаливающий энтузиазм и наличие пустующего гаражного бокса 6х12х5 метров, учитывая отсутствие опыта в строительстве и наличие информационной поддержки в виде отдельной ветки форума Кают-компания КиЯ http://forum.katera.ru/index.php?/topic/27534-argie-15-dadli-diksa/ , было принято решение строительства яхты по проекту Арджи-15 Дадли Дикса. Деньги конструктору отправил через Киевского представителя Василевича Тараса. С его помощью, довольно быстро и получил собственно проект.

Март 2012-го. Седьмой этаж, трёхкомнатная квартира. Мною «оккупирован» зал. На столе конверт с проектом и восемь листов фанеры. Решил делать лодку с полноразмерными банками в кокпите и на баке. Днище, скуловой пояс, транец и поперечные перегородки банок решил сделать из березовой 6 мм. фанеры ФСФ. Бортовой пояс, горизонтальные и продольные плоскости банок – из 5 мм. окуме (6 мм не нашел, с двух сторон пропитал смолой). Горизонтальные плоскости банок из окуме – под лак. Корпус решил оклеить стеклотканью. Черчу. Жена – моя любимая Светлана Анатольевна (преподает бальные танцы), далеко не совсем представляет конечный продукт, но зная мой заводной характер, выдала индульгенцию на «поработать два дня в неделю (чтобы не в ущерб семье и детям). Мое время – минимум один день после работы, иногда до утра и один выходной. Чаще не получается. Стараюсь не злоупотреблять. Телевизор создает фон. Атмосфера – «студенческая общага». Дочки совсем маленькая (3 годика) Маргарита и уже вполне соображающая Анюся – проявляют любопытство и иногда «помогают».

Через месяц чертежных работ, фанера из квартиры поехала в мастерскую. Гараж пока не совсем обжит. С крыши течет, но атмосфера на верфи боевая. Друзья и совершенно посторонние люди помогают, причем помощь иногда приходит откуда не ждешь. Хотя некоторые крутят пальцем у виска … Тем не менее работа закипела.

Копия проекта на стене в мастерской

Сборка корпуса. Первые шаги

Я с волкодавом Рикки(наш той-терьер)

Строительство яхты оказалось весьма увлекательным занятием,  которое даёт мозгам и телу возможность постоянно находиться в тонусе. Режим "мозговой штурм" весьма полезен, а физическая нагрузка одно из лучших лекарств.  Трудности, на первый взгляд кажущиеся сложными, в процессе работы могут оказаться вполне преодолимыми. Иногда удивляешься своим неожиданно открывающимися способностями. Кровь бурлит, в мастерской буквально теряешь счет часам, иногда домой приходишь под утро, крадучись, чтобы не разбудить домашних. Работа приносит удовлетворение, так как при сборке корпуса, результат виден сразу…

В конце 2012 года записался на курсы судовождения IYT в г.Николаеве. Режим занятий: вторник и четверг с 18 до 22 часов, субота с 10 часов утра до 14 часов. С декабря по февраль, двадцать одно(если не изменяет память) занятие теоретической подготовки. Тяжеловато после работы до 18-ти часов, зимой из Южноукраинска попасть в Николаев. 120 км по гололеду, в туман, снег… Но интересно. Занятия не пропускал. В феврале сдал теорию. В июне, после нескольких практических занятий, сдал вождение/управление судном. В числе первых из курсантов получил удостоверение яхтенного рулевого ІІ класса. Небольшая, но очень важная победа.

Преподаватели очень квалифицированные и, как впоследствии выяснилось, еще и скромные (прочитал через год статью о легендарной яхте Икар: http://yacht-club.org.ua/pages/yahta-ikar.html и увидел знакомую фамилию). Один из преподавателей, внешне очень напоминающий капитана Врунгеля, Терняк Владимир Менделевич, оказалось, ходил на Икаре в кругосветку боцманом. Не поленился, позвонил. Старый моряк был растроган.

Зимой любимая сообщила что у нас будет третий ребенок. Нам немного за 40 - чудны дела твои, господи! Или действительно, влияние яхтостроения на организм столь благотворно. Кажется, начинаю понимать, почему в добрые старые времена, корабельных дел мастеров освобождали от уплаты податей, наряду со священнослужителями и иконописцами. В августе 2013-го родилась девочка – Алиса. Лодку назову её именем.

Год пролетел незаметно. Оклейка стеклотканью, шпатлевка, грунтовка, шлифовка, покраска корпуса.

Полку  Аргонавтов прибыло. 02.11.2014 года  моя лодка в первый раз была спущена на воду.  Кроме капитана на судне, неизменный помощник в строительстве и близкий друг Александр, а также моя любимая и абордажная команда – две младшие дочери.  Ходовые испытания под веслами. Да простят меня мои преподаватели - пока без спасжилетов. На воде по акватории водохранилища сделан круг почета диаметром около пол мили,  испытан весельный привод и недавно собранное якорное устройство.  Первый спуск, первый подъём,  шампанское о форштевень, свежий воздух, стая лебедей, румянец, хорошее настроение. Позитивный заряд и мотивация получены...

Еще год ушел на изготовление рангоута. Мачта – броварской мачтовый профиль БПЗ-275, гик – алюминиевая труба ?50 мм, с приваренным ликпазом (прерывистый шов аргоном). Мачтовые оковки, путенсы, часть блоков, закрутку стакселя, верхний вертлюг закрутки сделал сам. Понравилось слесарить. Собрал аргоновый комплект на основе имеющейся ВД-306, освоил сварку аргоном… Паруса пошил в Киеве парусный мастер и замечательный человек Владимир Трошин.

Первая примерка рангоута и парусов

Моя закрутка стакселя

Наконец настал волнующий момент. Моя красотка «Алиса», 01.06.2015 года  впервые под парусами, после более трёх лет строительства, оказалась в родной стихии.

Экипаж яхты 2 человека.  Спустились возле плотины Александровской ГЭС и пошли против течения и против ветра, в лавировку короткими галсами. Прошли более 8 миль по генеральному курсу, вверх по  Южному Бугу. Назад фактически летели, преимущественно бакштаг и фордевинд. Всего пройдено более 15 миль. Первый самостоятельный поворот оверштаг, первый поворот фордевинд… Отработано на практике  упражнение "человек за бортом"- ветром у капитана сорвало с головы кепку…  Яхта показала себя с наилучшей стороны. Хотя, первый выход проявил мелкие недоработки.  Да и оснащение яхты,  оставляет желать лучшего... Спасжилеты, например, пока только детские в наличии.  Куча эмоций, "колхозный загар", стертые от шкотов руки, немного адреналина, удивленные глаза рыбаков на резиновых лодках и машущие с берега отдыхающие, захватывающая красота  реки. Первый опыт. Мама, я моряк!!!...

Дальше будут приобретение мотора, спасательных средств, регистрация судна и морская практика… Но это уже отдельная история.

Немного о навигации 2016 года: http://forum.katera.ru/index.php?/topic/27534-argie-15-dadli-diksa/page-92

Эпилог

Перед тем как "перейти Рубикон" – купить проект и приступить  строительству у меня было немало сомнений, типа - сумею ли, не очень ли сложно,  не очень ли большая, а может поменьше. После более трех лет неспешного строительства, не спеша, не обделяя вниманием семью, и не особо перегружая семейный бюджет, приобретя кое какие знания, инструмент, навыки, обустроив  мастерскую и т.д., хочу снять шляпу перед конструктором – на редкость универсальная в эксплуатации и технологичная в изготовлении лодка получилась.

Средняя дочь Маргарита, год назад, научившись читать и поняв, что на борту лодки красуется имя младшей сестренки, заревновала. Огорошила совершенно справедливым требованием… Пришлось пообещать, что следующую лодку назову её именем – Маргарита.

В общем, думаю - недалек тот час, когда капитан решится на строительство лодочки побольше, например Didi 29 Retro.


Всем кто дочитал до конца, мои наилучшие пожелания, доброго здравия и семь футов под килем.

Капитан яхты "Алиса" Банковский Владимир, 07.12.2016 года.

 

"Алиса" - фотоотчет

Швертбот по проекту Арги 15 - (Argie 15)

Я получил этот содержательный и позитивный фотоотчет о создании и впечатлениях от эксплуатации построенного по проекту Dudley Dix швертбота Argie 15 от строителя, Владимира Банковского. Лодка построена в соответствии с проектом, из фанеры, по технологии "скрепки-клей".